Электромобили: Russian Edition. Стоит ли рассчитывать на рост рынка?
Электромобили стали рассматриваться как перспективная инвестиция на российском рынке совсем недавно. Буквально несколько лет назад никто и представить не мог, как сложатся прогнозы - ни соответствующей инфраструктуры, ни государственной поддержки рынка не было и близко. Кто мог ожидать, что всего за год рынок электромобилей покажет пятикратный рост, а количество единиц такой техники станет исчисляться десятками тысяч?
Назад в будущее
Сейчас электромобили воспринимаются нами как что-то экологичное, инновационное, идущее в ногу со временем и где-то даже его опережающее. Ведь мало кто знает, что транспорт на электрической тяге появился намного раньше, чем привычный бензиновый двигатель - в далеком 1898 году.
В XX веке мало кого заботил вопрос сокращения выбросов выхлопных газов. При разработке автотранспорта решающее значение имели такие параметры, как скорость и запас хода. Первые электромобили по понятным причинам сильно проигрывали моделям на бензине по этому показателю - работали они не больше двух часов, а по скорости были не намного быстрее велосипеда. В результате идея серийного производства электротранспорта задержалась на долгие годы.
Что будет дальше?
В 2021 году премьер-министр Мишустин подписал Концепцию по развитию электротранспорта, в которой изложены три варианта развития рынка электромобилей - от самого пессимистичного до опережающего. Согласно документу, к 2030 году доля электромобилей в общем объеме транспорта в собственности россиян составит от 5% до 30%.
Авторы Концепции полагают, что ключевым критерием, который определит вектор дальнейшего развития рынка электрокаров, станет инфраструктура. В зависимости от того, как она будет развиваться - будет “расти” и электротранспорт.
Аналитики подсчитали, что при должных вложениях в развитие электротранспорта к 2030 году в России будет более 3,2 миллионов электромобилей (при том, что на 2024 год их чуть более 50 тысяч).
Скорость и заряд
Если речь заходит об инфраструктуре для развития электротранспорта, почти всегда подразумеваются зарядные станции. По результатам опроса владельцев электромобилей, отсутствие достаточного количества свободных розеток - самая главная проблема, с которой они столкнулись с момента покупки машины.
Сейчас в России около 7,5 тыс. зарядных станций для электромобилей. По прогнозам, в 2033 году эта цифра увеличится до 20 тыс. - с приоритетом на производство быстрых станций.
Быстрые ЭЗС - новая технология, позволяющая многократно сократить время зарядки электромобиля. Если первые модели требовали подключения в течении нескольких часов, быстрые станции сокращают цифру до 20-30 минут. Сегодня эта технология успешно применяется для питания столичных электробусов.
В порядке очереди
Первая попытка решить проблему логистики заряда была предпринята в 2023 году Росатомом. Так свет увидело приложение “АтомЭнерго”, которое позволяет найти, забронировать и оплатить подходящий коннектор заранее. Сейчас эта система доступна только в нескольких регионах страны, но в перспективе будет расширена и доработана.
Приложение, как утверждают создатели, станет только первой ступенью к созданию полноценной инфраструктуры для электромобилей. В планах Росатома - полноценная экосистема.
В планах у компании строительство больших зарядных комплексов. Станции различных мощностей будут соседствовать с магазинами, туристическими объектами и развлечениями. Водитель на время зарядки автомобиля сможет посетить супермаркет, сходить в кофейню или даже поспать несколько часов в гостинице.
Первый такой комплекс планируется запустить в Калининграде уже в ближайшие месяцы.
Так что же будет с рынком?
В середине 2025 года в России начнется серийное производство платформы “Атом”. На электромобиль уже оформлено более 100 тысяч предзаказов. Создатели утверждают, что запас хода автомобиля составит до 500 километров, а доля российских комплектующих превысит 60%.
Представители компании подсчитали, что при должных инвестициях в 2030 году электромобили займут около 15% рынка.
Учитывая позицию Правительства и темпы роста рынка, можно смело предположить, что в ближайшие годы автомобилистов ждут большие перемены. Экологичность, стоимость обслуживания и усиленно развивающаяся инфраструктура становятся не просто громкими словами, а реальными преимуществами электромобиля.
Будущее, которое еще несколько лет назад казалось нереальным, действительно наступает!