info@p-el.ru +7 (499) 707-14-60

Энергия-2050. Что изменит новая Энергетическая стратегия. Часть 1.

5 декабря 2024
Энергия-2050. Что изменит новая Энергетическая стратегия. Часть 1.

Месяц назад во многих СМИ появилась информация о том, что Министерство энергетики до конца года представит в Правительство обновленную Энергетическую стратегию, рассчитанную до 2050 года. Работа над документом велась несколько лет. Основной причиной корректировки действующей Стратегии, охватывающей период до 2035 года, стала изменившаяся геополитическая ситуация и поставленное под угрозу сотрудничество со странами Запада.

С третьего раза

Министр энергетики Сергей Цивилев ранее заявлял, что презентация проекта новой Энергетической стратегии переносилась уже два раза. Третья попытка разработать и внедрить его в жизнь характеризуется принципиально новым подходом - вместо глубокой детализации Стратегия фокусируется на конечных целях и сценариях развития энергетической инфраструктуры.

Как поясняют разработчики документа, детализированная информация по отдельным вопросам реализации Стратегии будет представлена в дорожных картах. Такой формат является более адаптивным и гибким, позволяя оперативно вносить в план изменения в зависимости от экономической и политической ситуации на мировой арене. При этом в открытом доступе проект Стратегии до сих пор не представлен: сейчас он проходит через множественные правки и дискуссии. Он активно обсуждается в научных сообществах и общественных объединениях, на форумах и конференциях, в Общественных советах и профильных ведомствах.

Несмотря на недоступность полного текста документа, в открытых источниках не первую неделю идут его активные обсуждения.

Стратегия утверждает, что до 2050 года основным источником энергии в России будет, как и ранее, ископаемое топливо. Для этого необходимо постоянно поддерживать и развивать материально-ресурсную базу страны. Для этого авторы документа предлагают не только эксплуатировать уже имеющиеся запасы, но и уделить внимание малоизученным территориям Крайнего Севера и Сибири. Дальнейшее развитие ресурсной базы и достаточность ресурсов - не только важная инфраструктурная задача государства, но и залог достижения научно-технического суверенитета России в области атомных и энергетических технологий.

Новому времени - новые вызовы

Аналитики утверждают, что сегодня для отрасли актуально несколько острых вопросов и проблем:

  • Надежность, которая выражается в минимизации рисков дефицита сырья - важнейший фактор роста эффективности бизнеса и благосостояния граждан страны;

  • Доступность электроэнергии, повышающая конкурентоспособность экономики страны на международной арене;

  • Эффективность и использование передовых технологий в энергетике.

Одной из главных проблем российской энергетики остается высокая аварийность, которая влияет как на устойчивость систем, так и на доступность электроэнергии. Коммуникации быстро изнашиваются, и уже к 2030 году доля оборудования старше 40 лет пересечет границу в 60% от общего фонда.

По данным АО «СО ЕЭС», в энергосистеме России среднегодовое аварийное снижение мощности, обусловленное внеплановыми и аварийными ремонтами, в январе-августе 2024 года составило 4,2% - на 0,9% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

В контексте этой проблемы особое значение приобретает еще один стратегический документ - Генсхема размещения объектов электроэнергетики до 2042 года. Согласно планам, в ближайшие 20 лет необходимо ввести в эксплуатацию новые объекты, генерирующие около 91 ГВт энергии. В противном случае показатели износа для ряда установок станут критическими, и дефицит мощностей может привести к значительным финансовым и имиджевым потерям.

Для поддержания фондов и своевременной реновации энергетических систем в России необходимо ежегодно вкладывать около 2,2 трлн руб. Дефицит средств - главная причина износа коммуникаций.

В этой связи остро становится вопрос инвестиций. В связи со значительным перекосом тарифов в российский регионах и ростом перекрестного субсидирования рациональное пополнение фондов реновации становится затруднительным. Это привело к тому, что за последние 30 лет дефицит бюджета на модернизацию энергосистем достиг 40 триллионов рублей.

Для обеспечения стабильного функционирования топливно-энергетического комплекса необходимы финансовые резервы, формирование которых невозможно в существующих условиях. В связи с этим аналитики прогнозируют ряд непопулярных решений, внедрение которых может начаться в самое ближайшее время. В частности, речь идет об ощутимом росте тарифов на электроэнергию, особенно  в дефицитных регионах.

«Резерв мощности, созданный в советское время, позволял нам до некоторого времени жить хорошо. Но сейчас он исчерпан, и, кроме того, оборудование начинает выходить из эксплуатации», – прокомментировал ситуацию представитель Ассоциации «Совет рынка» Максим Быстров.

Легализация производства криптовалюты мощностями компьютерного оборудования, или же майнинга, станет еще одной неочевидной мерой поддержки ТЭК. Отчисления со стороны владельцев майнинговых ферм пополнят целевой бюджет модернизации ТЭК

Несмотря на все сложности, которые повлекло за собой санкционное давление на нашу страну, в 2024 году внутренний рынок был в полной мере наполнен необходимыми товарами, услугами и специалистами. Налаживается система экспорта, поддерживаются важные стратегические инициативы.

 

Продолжение материала в следующей части.