Энергия-2050. Что изменит новая Энергетическая стратегия. Часть 3.
В предыдущих частях:
Обсудили, чем обосновано обновление Энергетической стратегии Российской Федерации, и с какими вызовами отрасль столкнулась в последние годы. Читать – здесь.
Посчитали, какие именно изменения нас ждут, и каких отраслей коснется обновленная Энергетическая стратегия. Вот здесь.
Скажи, кто твой друг
Достижению технологического суверенитета России, согласно обновленной Стратегии, должно способствовать создание отраслевых стандартов для нефтегазового сектора - по аналогии с теми, что были разработаны Институтом нефтегазовых технологических инициатив (ИНТИ). В этой отрасли их уже порядка 250. Как утверждает министр энергетики Сергей Цивилев, к обновленным стандартам уже присоединяются дружественные страны - например, Узбекистан.
Предполагается, что работа над совместным межгосударственным развитием энергетического сектора будет вестись в рамках БРИКС.
Кроме того, министр анонсировал начало работ над цифровой платформой, которая будет аккумулировать отраслевые заказы для промышленных предприятий России и зарубежья. Администрировать площадку будет Министерство энергетики Российской Федерации. Оно же, согласно данным ряда источников, будет вести работу над легализацией майнинга и созданием реестра эффективных производителей, которые будут поддерживаться со стороны государства.
Предполагается, что с помощью спроектированных электронных площадок любое предприятие энергетического сектора сможет оставить заказ на необходимое оборудование, формируя отраслевой заказ, который будет предложен с исполнению другим участникам рынка.
Еще одна предполагаемая инициатива, которая уже обрела форму закона - это создание так называемых территориальных сетевых организаций в каждом регионе страны. Авторы проекта предполагают, что с помощью единых сервисных центров, спроектированных по принципу одного окна, поможет энергосбытовым организациям и конечным потребителям энергии быстрее решать спорные ситуации и сократить аварийность.
Что будет дальше?
Проект Стратегии рассматривает консервативный и целевой сценарии. Первый из них основывается на сохранении существующих трендов и политик в энергетическом секторе без крупных инвестиций. Второй предполагает оптимальное развитие с минимальными затратами и использование экспортного потенциала.
Как сообщает ТАСС, согласно проекту, к 2050 году ископаемые источники энергии по-прежнему станут основой мирового энергетического сектора. Учитывая растущий спрос на энергию, объем их потребления будет оставаться на текущем уровне - или даже расти.
Доля возобновляемых источников энергии в глобальном энергобалансе будет расти вместе с ростом потребления нефти. Последний, по прогнозам, будет показывать стабильный рост как минимум до 2035 года.
Ожидается, что в структуре мирового энергобаланса к 2050 году около 80% будет приходиться на традиционные источники энергии (нефть, газ, уголь), и только 20% - на источники возобновляемые (солнечная, ветровая, водная и атомная энергия).
Вероятность отказа от традиционных энергетических ресурсов к 2050 году оценивается специалистами как крайне низкая - поэтому этот аспект не включен в проект Стратегии в принципе. Тем не менее, планируется, что темпы распространения альтернативных источников энергии будут уточняться в ходе ежегодного мониторинга.